В настоящее время традиционное топливо для автомобилей, такое как бензин или дизельное, не является единственно возможным. Широкое распространение получили различные газовые смеси.
Наиболее популярны составы на основе пропан-бутана. Второе место занимает ГБО на метане. Об особенностях использования метана на автомобилях и пойдет речь в этом материале.
В чем отличие ГБО на метане
Сейчас метановое топливо находит широкое применение в США, Китае, западноевропейских странах. В нашей стране метан для авто также получает все большее распространение. В отличие от пропана, этот газ не требует отдельного производства и переработки. После добычи из месторождения он в готовом виде поставщиками предоставляется потребителям. Метан не сжижается, а под давлением в две сотни атмосфер закачивается в баллоны.
Поскольку Россия является одним из главных поставщиков голубого топлива, государство оказывает всяческую поддержку автомобилистам, желающим установить газовое оборудование на метане. Например, в Татарстане собственник авто для такого переоборудования может получить субсидию в размере до тридцати процентов цены газобаллонной аппаратуры.
Сжатие метана производится для увеличения запаса хода машины. Один кубический метр этого топлива сопоставим с литром бензинового, а в шестидесятилитровом объеме вмещается около двенадцати литров газа. Таким образом, применяя баллон соответствующего объема, можно проехать такую же дистанцию, как и используя двенадцать литров бензинового топлива.
Узнайте из этой статьи, что лучше — метан или пропан.
Особенности оборудования. Преимущества и недостатки
Поскольку, как уже было отмечено, метановые баллоны характеризуются высоким давлением, это обстоятельство предъявляет особые требования к их конструкции.
Применяется три типа баллонов для сжатого газа метана, устанавливаемые на авто:
- из металла. Это стальные цельнолитые сосуды, имеющие утолщенные стенки. Продолжительность их эксплуатации составляет до двадцати лет;
- из металлопластика. Такие металлические баллоны также являются цельнолитыми. Центр сосуда растачивается конусом, а на полученное свободное пространство наматывается композитный материал. Таким способом добиваются снижения массы баллона, без уменьшения объема. Продолжительность его эксплуатации – до пятнадцати лет;
- из композитных материалов. Первоначально выполняется прочная алюминиевая или композитная основа, которая обматывается композитными материалами. Этот баллон также может эксплуатироваться до пятнадцати лет.
Метановый баллон отличается относительно большой массой в связи с необходимостью утолщения стенок. Именно поэтому и применяются композитные технологии их изготовления. Баллоны имеют только цилиндрическую форму, поэтому не могут устанавливаться вместо запаски.
Трубки для метанового ГБО выполняются бесшовным способом и способны выдержать многократное растяжение под высоким давлением. Как правило, в таком оборудовании применяются стальные трубки, имеющие диаметр шесть и десять миллиметров.
Отмечаются следующие особенности газового оборудования, предназначенного для метана:
- вход этого узла оснащается войлочным фильтром для очистки газа от посторонних частиц;
- после него производится установка теплообменника, подключенного к охлаждающей системе мотора. Высокая температура охладителя позволяет прогреть метан, который потом подается к понижающей камере, где происходит снижение давления примерно до двух бар.
В остальном такие редуктора любых поколений ничем не отличаются от аналогичного оборудования, использующего пропан-бутан.
Чтобы контролировать наличие остатков метана в топливной системе, необходимо использование манометров, рассчитанных на рабочее давление до четырехсот бар.
Учитывая вышеизложенное, отмечается ряд преимуществ и недостатков применения метанового топлива в качестве альтернативы традиционному.
К достоинствам относится:
- меньшая стоимость данного топлива, что в итоге снижает эксплуатационные расходы машины;
- стабильные качественные характеристики, поскольку метан не требует отдельного производства, как пропан;
- повышенная экологичность, по сравнению с остальными видами топлива.
Недостатками являются:
- большая масса и объем, занимаемый оборудованием; в связи с этим – невозможность крепления под днищем машины;
- меньшее расстояние перемещения авто, если сравнивать с прочими из перечисленных видов топлива;
- более сложный монтаж;
- высокая стоимость, как самого оборудования, так и его монтажа;
- невозможность запуска машины на газовом топливе, особенно в холодное время года – приходится заводить авто на бензине;
- повышенная потеря мощности, в том числе и сравнивая с пропаном;
- для отечественных условий – недостаточное количество станций, предоставляющих возможность заправки метана в авто.
Обратите внимание! Газовое оборудование для метана имеет большую стоимость, по сравнению с пропановым. Это же относится и к его установке.
Некоторые считают, что ГБО, в том числе и метановое, представляет повышенную опасность в эксплуатации. Однако это не совсем так:
- поскольку метан – летучий газ, при утечке он не образует взрывоопасных скоплений, а очень быстро испаряется;
- требования, предъявляемые к изготовлению метановых баллонов, обеспечивают их надежность, практически исключая вероятность возникновения опасности.
Установка и регулировка оборудования на метане
Как уже было отмечено, установка метана на авто обойдется значительно дороже, по сравнению с ГБО, работающем на пропане. Полная стоимость, включая приобретение самого оборудования, может доходить до восьмидесяти тысяч рублей, в зависимости от расценок установщика и вида автомобиля. Монтаж выполняется в следующей последовательности:
- устанавливается баллон в багажном отсеке, для чего потребуется изготовить и смонтировать крепежные элементы;
- выполняется врезка в форсуночную проводку, сверлятся отверстия в коллекторе;
- установка заправочного вентиля;
- монтируется газовый редуктор с манометром;
- монтаж управляющего электронного блока;
- выполняется проводка в салон и подключается.
Внимание! Метановый баллон не может быть установлен под днищем машины, в связи с большой массой и габаритами.
После монтажа настройка и регулировка осуществляются с помощью компьютера. Для правильной и качественной установки и наладки рекомендуется обратиться к специалистам сервисной службы, предоставляющей подобные услуги.
Читайте по ссылке о том, что лучше для ГБО — метан или пропан бутан.
В заключение
Кратко подытоживая сказанное, можно отметить, что газовое оборудование на метане для автомобиля – это одна из наиболее передовых топливных технологий. Однако, учитывая большие габариты и массу, а также значительную стоимость метанового оборудования на авто, включая монтаж, в настоящее время рациональнее его применять для крупнотоннажных транспортных средств или автобусов. В этом случае дефицит свободного пространства не скажется, и оно скорее окупится.
Подтверждаю. Так бывает.