Массовое перевооружение автомобильной индустрии и возросшее число газовых заправок в стране заставляет задуматься о выгоде этого внедрения, если газ продают и покупают, значит это взаимовыгодно обеим сторонам. Перевод автомобиля на газ целесообразен, а на какой газ метан или пропан переводить, зависит от следующих факторов:
- какой транспорт личный или коммерческий;
- в каком территориальном пункте будет эксплуатация авто, и по каким маршрутам, ведь цены в зависимости от регионов значительно разнятся и метановые заправки встречаются куда реже заправок с пропаном;
- какой будет среднегодовой пробег автомобиля;
- и цена газового оборудования на автомобиль.
Пропан – бесцветный газ не имеет запаха, очень мало, растворим в воде. Применяется как в крупной производственной, так и в мелкой пищевой промышленности. В автомобилях используется в качестве альтернативного топлива, так как дешевле и экологически безопаснее бензина.
Метан – бесцветный, без запаха, легче воздуха, малорастворимый в воде. Применяется во всех областях промышленности и в быту.
Опыт лучший учитель
Если сравнить показатели бензинового двигателя на стандартном и альтернативном топливе, то на газу машина незначительно уступает в мощности бензину, принимая во внимание, что газ дешевле бензина, а метан ещё и не снижает мощности, то эту характеристику опустим на второй план.
Теперь технический момент, многие наслышаны о том, что пропан губительно влияет на двигатель, а именно на клапанную группу и головку мотора. Это такой же абсурд, как если залить масло в двигатель и не менять его никогда, а потом жаловаться что двигатель не надёжный и капризный.
При должном уходе и правильном обслуживании ГБО на метане и пропане, прослужит очень долго, не требуя много внимания, как и мотор автомобиля. Никаких нареканий в процессе эксплуатации ни в зимний, ни в межсезонный период не возникает, газ не имеет свойств, впитывать влагу, или тем более замерзать. Пропан и метан в два с лишним раза дешевле бензина, и если автомобиль с большим объёмом двигателя и расходом топлива, то газ наилучшее решение. Пусть и наступит ремонт головки цилиндров с заменой клапанов, но за двести триста тысяч пробега автомобиля можно легко купить новый двигатель и еще сэкономить, хотя ремонта будет достаточно, и у самого мотора ресурс будет больше, потому как газ более чистое топливо и не загрязняет масло. Само оборудование абсолютно надежно и безопасно, настроено электронная система впрыска топлива, автоматически переводит двигатель с бензина на газ и наоборот, а у водителя всегда есть выбор, чем заправить машину. Да место баллон заберет, на сегодняшний день производители выпускаю разной формы баллоны и под определенные модели, поэтому все конструктивно доработано и больших неудобств не создаст. По весу современные баллоны также доработаны и значительно легче предыдущих баллонов, (это касается метанового оборудования).
Или метан или пропан
Что же лучше сжатый или сжиженный, метан или пропан, точного ответа нет, есть как положительные стороны в пользу одного, так и отрицательные в его же пользу.
Газовое оборудование на метане выгодно тем, что расход метана одинаков с бензиновым показателем, мощности двигателя не снижает, никак не влияет на износ двигателя, в основном автомобили больших таксопарков используют именно газовое оборудование на метане. И пробеги до капитального ремонта составляют 600 000 километров, ремонта требует клапанная и цилиндро — поршневая группа, а сам блок остаётся не тронутым.
Положительно отметим, тот факт, что сейчас возрастает количество заправок, продающих метан, а в некоторых регионах России, государство субсидирует установку метана владельцам.
Есть и неудобства использования метанового оборудования,
- цена на установку и комплектующих выше, чем у ГБО пропана;
- толстостенный баллон метана занимает больше места в автомобиле;
- работает и заправляется метан при более высоком давлении и за счет меньшего объёма баллона, газа хватает на меньший пробег машины чем у ГБО на пропане,
- требуется периодическое обслуживание установки (замена фильтров и регулировка).
Преимущества газобаллонного оборудования
Плюсы ГБО метан и ГБО пропан очевидны, если пропан вдобавок и дешевле и количество заправок в соотношении с бензиновыми заправками, приблизительно 1:3 проблемы при эксплуатации и заправок отпадают. Только необходимо обратить внимание на качество заправляемого топлива, а это можно сделать, к сожалению лишь опытным путем. Выгода от использования ГБО на метане и пропане на авто очевидна, если среднегодовой пробег автомобиля составляет более 20000 километров в год, и двигатель не малолитражный, а допустим двух литровый со средним расходом 12-14литров на сотню, то:
срок окупаемости ГБО на пропане равен 6-8 месяцев и около 8-12 месяцев на метане
Если маршрут движения совпадает с наличием заправочных станций, большие пробеги у автомобиля и мощный двигатель, также транспорт используется для грузоперевозок, например газель, то ГБО можно устанавливать, не задумываясь, все мелкие неудобства второстепенны по сравнению с экономией на газовом топливе.
Производители ГБО
Основные поставщики газового оборудования на пропане и метане это известные бренды, польской компании LPG TECH, STAG, Valtek, системы у итальянцев (Lovato, Tomasetto, BRC), Франции (Guther), Литовская компания (Tamona) и представители российского рынка, продавцов и оборудования достаточно. Но нет ничего хуже выбора, поэтому при определении поставщика, лучше выбирать проверенного, который на рынке не менее пятнадцати лет и дает как гарантию, так и необходимый пакет документов для регистрации ГБО на машину в ГИБДД, с отметкой в паспорте транспортного средства.
Цена газового оборудования на метане выше чем у пропана за счет толстостенного баллона устанавливаемого и работающего под большим давлением около 260 атмосфер. И в среднем на легковой автомобиль обходится 50- 60 тысяч рублей, на грузовой транспорт и коммерческие автомобили цена оборудования вместе с установкой выходит 100-125 тысяч рублей, сюда включается весь необходимый пакет документов для регистрации автомобиля. Стоимость оборудования пропаном и его установка 30000 рублей и 50000-70000 рублей соответственно на легковые и грузовые автомобили.
Срок окупаемости на коммерческие автомобили с большими пробегами, на метане быстрее, чем на пропане и составляет 6 месяцев, далее оборудование работает на владельца и приносит ощутимую прибыль в размере 50-60% по сравнению с бензином. Средние затраты на автомобиль газель с установкой метана со средним расходом 14литров на сто километров в смешанном цикле при пробеге 100 000 километров и ценой на метан 12рублей, потребует затрат в 150 000 рублей, а при соответствующем пробеге на 92-м бензине, с ценой 35рублей, газель разорит владельца пол миллиона рублей.
Использование метана экономически выгодная позиция, как для легкого коммерческого транспорта, больших грузоперевозок, так и в личных целях – это видно по вышеуказанным цифрам, а математика наука точная и опровергнуть ее невозможно.